Как толковать сновидения?

На самом деле толковать сновидения не так и сложно, как это кажется на первый взгляд. Однако, для этого нужно обладать определенной чувствительностью к собственному внутреннему миру, внутреннему пространству собственной души.

Когда-то я тоже начинал постижение внутреннего мира с просматривания сонников в попытке истолковать свои видения. Однако быстро понял, что три-четыре фразы на отвлеченные темы  вряд ли удовлетворят того, кто реально хочет достичь результата в толковании сновидений. Фактически, толкование сновидений стало для меня насущным вопросом, чтобы удовлетворяться вешаемой на уши лапшой.

И вот однажды, мне на глаза попалась статья из журнала "Боевые искусства планеты", не совсем по теме, описывающая, если мне не изменяет память, четыре основных состояния психики и их символическое проявление в сновидениях. Это и стало ключом к постижению сновидения.

Вот один из этих образов:

Вода

- символ чувственности, эмоций, желаний.

Очень образно, глобально и размыто?  Не более, чем необоснованные предсказания некоего "успеха"! Это вам не пустые толкования сонников, на самом деле это — реальный ключ для проницательного человека. Везде, где встречается этот элемент, можно говорить о пробуждающейся в глубинах души чувственной природы: потребности поделиться чувствами, потребности в нежности, заботе, а также капризности, эмоциональности, обидчивости, чувствительности и впечатлительности. Для мужчины это обычно потребность в женском тепле, желание любви.

Отношение к воде имеет значение. Если вы смотрите на воду, то можно говорить о том, что вы видите пробуждающуюся внутри себе чувственность, душевность, однако вы отстранены от нее, способны контролируете, наблюдаете. Если же вы входите в воду, то это говорит однозначно о том, что вы даете чувственности наполнить вас. При этом, стоять в воде будет символизировать опаску, осторожность, недоверие к пробуждающейся чувствительности, плавание же говорит о том, что вы наполнены чувствами, окруженым ими в буквальном смысле, купаетесь в них.

Размер в данном случае также имеет значение. Здесь все однозначно: чем больше воды, тем больше чувственность. Воды мало - вам не хватает ее, вы эмоционально сухи, безразличны, черствы.

По объему и характеристике водного источника также можно судить о многом: небольшая река или озеро наполняют чувством, море или океан - растворяют в нем, но при этом вы не теряете себя и ощущаете себя частью некоего огромного поля - коллективного бессознательного.

Река зачастую может говорить о том, что вы плывете по некоему течению, находитесь в гармонии или одном движении с каким-то событием, ситуацией; озеро же со стоячей водой может говорить о том, что вы сами формируете ситуацию, или нечто подобное, говорящее о некоей самостоятельности.

Необходимо обращать внимание на то, как ведет себя водная стихия - ваша чувственная натура: если вода спокойна - вы спокойны и уравновешены, наполнены чувственностью, но контролируете ее; если же вода бурлит, на вас набегают волны, то можно говорить о прямом смысле: вы взбудоражены, ваши чувства клокочат, вы с трудом справляетесь с ними. Хуже, если вода затапливает вам глаза — вы реально перестаете видеть, воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле: все, что вы видите — искажено чувствами (гнев или обида затмевают ваш взор, вы не способны разглядеть новых возможностей и т.д.).

Вода - архетипический образ нашей души. Всегда, когда она встает перед вами можно смело утверждать, что перед вами возникает ваша душа, ваша глубинная сущность, которой вы настолько и являетесь, что сознательно не воспринимаете ее. Появление же воды во сне говорит о соприкосновении с этой сущностью. И здесь очень важны ощущения, испытываемые в воде, а также положение на ее уровне.

Вы на поверхности воды - значит вы на поверхности души, если вы ныряете в воду - значит вы погружаетесь в ее глубины, за поверхностный уровень. На самом деле это очень важное и значимое событие, ибо любое погружение в глубину означает пролить свет на темные, скрытые и неизвестный уголки собственной личности! Ощущение погружения на глубину океана (погружение - раз, океана - растворение - два!) дает необычайное ощущение растворения, слияния с общечеловеческим коллективным бессознательным, когда ты воспринимаешь себе единым едва ли не с целым миром!

Однако, обычно глубины таят в себе неведомое, а неведомое - пугает. Испытывать страх в воде, страх перед водой - плохой знак, говорящий о страхе перед самим собой, перед собственными чувствами, эмоциями, своим душевным миром, конфликте сознательного и бессознательного начал.

Примечателен в этом плане следующий сон: человек плывет по поверхности, но боится зацепиться ногами за что-нибудь под водой, будь то коряга или трава. Это таккже проявляется и в реальной жизни, когда человек боится эмоционального, личностного прикосновения неведомого, неподконтрольного мира. Здесь четко прослеживаются отношения между обнаженным телом и неведомым окружающим миром (символично скрытым в глубинах вод), т.к. обнаженное тело символизирует чувства, эмоции человека. В реальной жизни человек мало контактирует физически с другими людьми, сдержан, не позволяет себе лишних эмоций; зачастую окружающие люди ранят его чувства, отчего человек эмоционально сдержан, скован, зажат, можно сказать, закрыт от окружающего мира, и данная тематика снов только подтверждает страх перед глубинами эмоциональности, чувственности. С точки зрения психологии, здесь налицо реальный страх перед неведомыми тайнами чувственного мира, мира собственной души.

Зачастую сны являются предвестниками каких-либо событий, возможно, по причине того, что показывают о каких-то переменах внутри человека, выбивающихся из обычного ритма жизни. Так, например, если приснилось, что во время плавания по воде (значит вы уже наполнены чувствами, чувства обострены), некие предметы в глубине (под водой) врезаются в вас, то наверняка в течение следующего дня вас ждет какое-то эмоциональное потрясение (в вас врезались), которое поднялось из глубин чувств, души ("предмет под водой"), при этом вы сами будете ощущать этот источник переживания, исходящий изнутри вас - в случае с данным примером, была обида, освободиться от которой оказалось нелегко.

Приведенный пример толкования воды в сновидениях показывает нам, что толкование зачастую может быть произведено практически в буквальном значении сна без каких бы то ни было знаков, символом или образов, к которым невозможно было бы подобрать вполне логическую интерпретацию. Небольших познаний психологии, внимательного отношения к собственному внутреннему пространству и уважения к проявлениям психического вполне достаточно для того, чтобы самому стать толкователем сновидений!

Что надо знать?

Сновидения содержат в себе образы и мыслительные взаимосвязи, которые мы не производит осознанным намерением. Они возникают спонтанно, без нашего содействия, и тем самым представляют собой непроизвольную психическую деятельность. Поэтому сновидение есть в высшей степени объективный, естественный продукт психики, вследствие чего от него можно ожидать по меньшей мере ссылок и намеков на некоторые основные тенденции душевного процесса. Но поскольку процесс психической жизни - как и всякий жизненный процесс - есть не просто причинный ход событий, но еще и финально ориентированный, целесообразный ход вещей, то от сновидения, которое есть не что иное, как самоотображение процесса психической жизни, можно ожидать показаний об объективной обусловленности, так же как и об объективных тенденциях.

Общие принципы анализа

Первое, что хотелось бы отметить, это - определение общего настроя сна. Зачастую, чтобы понять о чем идет речь в сновидении, необходимо просмотреть его до конца, и только узнав весь сюжет - понять о чем идет речь, в каком контексте развивается сценарий, понять какой же на самом деле была цель сюжета. Фактически, постижение сновидения начинается с его окончания (или момента пробуждения), за которым непременно должен следовать ретроспективный взгляд назад, чтобы правильно понять какие события привели к развитию той или иной ситуации.

Только удержание перед взором размышляющего целостной картины видения позволяет понять, о чем хотело поведать сновидение. Деление видения на составные части убивает смысл, видение всей картины сразу - выстраивает понимание, подобно собранной мозаике или пазлу, по отдельным элементам которых не возможно выстроить целостной картины. Фактически, самым ценным для нас становится результирующий сюжет, как цель, для которого демонстировались, пусть и не всегда удачно и понятно, второстепенные образы.

От общего к частному - вот самый верный способ анализа.

Второе - необходимо научиться прислушиваться к собственным чувствам, возникающим не только во сне, но и в реальной жизни.

Наши образы, чувства, эмоции, впечатления и переживания универсальны, в отличии от умозаключений, которые зачастую индивидуальны и зависят от мировоззрения, уровня образования и т.д. Мир же чувств и образов не зависит ни от образования, ни даже от воспитания, потому можно говорить о том, что те образы, что на яву у нас вызывают определенные чувства, или чувственные ассоциации с чем-то, будут вызывать те же чувства и в сновидении. И наоборот, невнятный образ сновидения, вызывающий какое-то чувство, может быть связан с образом наяву, вызывающим те же самые чувства, являться его проявлением. Здесь в полной мере можно говорить о подобии между внутренним и внешним.

Зачастую неважно каков образ, сколь важно какие чувства отображает этот образ, и какое понимание рождает собой несомое этим образом чувство - вот в чем глубокое заблуждение любых сонников: один и тот же образ может иметь значение для одного, но ничего не значить - для другого, так как не будет вызывать никаких душевных откликов, или будет иметь совершенно отличное значение в контексте какого чувства, события оно было явлено сновидцу.

Сновидение - это голос души, а душа говорит чувствами. Символы, которыми оперируют сонники, ибо лишенный чувства образ - есть символ, - аппелируют к сознательному, рассудочному мышлению (по крайней мере обыденные образы из житейской жизни). Говорить же об образах сонников не приходится, т.к. образы приходят в контескте связанных событий, иначе - это всего лишь символы, а символы - лишены чувства и не могут считаться голосами души (за некоторыми исключениями).

Третье, и, пожалуй, самое главное, - влючить абстрактное мышление, отказаться от буквального толкования. Это правило применимо к абсолютно всем сферам нашей жизни, тем более незаменимо при анализе религиозного и мистического опыта. Ни одно из высокодуховных произведений не может обойтись без образного, иносказательного языка - языка, фактически, одним словом, выражающего другое. Это другое и западает в нашу душу, как результат собственной чувственного выявления этого слова, самостоятельной реконструкции этого образа.

Это можно выразить так: деревья умирают, когда указывают на них, и оживают, когда говорят о теннистой прохладе под раскидистым шатром из зеленого моря листы над головой...

Правда, не редки случаи, когда для проникновения в тайный смысл сновидения необходимо знание архетипических символов. Об этом пойдет речь в следующей статье.

Оставить комментарий